Учим рисовать детей.
Наших любимых детей рано или поздно придется обучать рисованию. “Обучать” – страшное слово и мы его заменим на “подсказывать как“.
Абсолютно не важно где это будет происходить, будет это в детском садике или дома, но вам, как любящим мамам и папам всегда необходимо быть рядом, чтобы подсказать вашему малышу как справиться с этим пока еще нелегким для него занятием. Уже через минуту оно станет для него очень интересным занятием! Подсказать вам как это начать – наша задача!
Когда стоит начать учить рисовать ребенка
Для полноты понимания ситуации уточним, что учить ребенка рисованию абсолютно нет нужды с самого раннего возраста, наиболее подходящим для него (и вас) возрастом можно посчитать два – два с половиной года. Уже в этом возрасте малыш гораздо ярче и полнее может погрузиться в процесс рождения прекрасных работ, получит наибольшую пользу и удовольствие от рисования. И вам предстоит в этом поучаствовать, давая ему уроки и задания.
Рабочее место малыша для рисования
Не станет для вас открытием, что первые впечатления для ребенка являются наиболее красочными и наиболее запоминающимися, и поэтому необходимо сразу же создать наиболее удобное рабочее место для ребенка. Несколько простых правил, которые следует соблюсти при начале и в процессе.
Запомните, что надо постараться, чтобы всегда на уровне глаз малыша в стоячем (до года – и на четвереньках также) положении, или ниже, должен быть безлимитный запас бумаги и несколько наборов инструментов для рисования. Только так ребенок сможет приступить к рисованию мгновенно и сможет полноценно развиться, только так появится у него вдохновение, чтобы порадовать вас своими первыми рисунками. Порывы ребенка не всегда очевидны и как правило спонтанны, поэтому если малыш не сможет достать бумагу, карандаш или фломастер сразу, то это остановит до 4/5 попыток порисовать.
Устройте ребенку удобный комплект мебели, соответствующий возрасту, стол и стул, на котором он может заняться любимым делом. Заранее приготовьтесь к тому, что поверхность стола может быть испачкана, чтобы не было подобных происшествий стол надо застелить непромокаемым материалом. Не стоит для маленьких детей использовать стеклянное покрытие для стола!
В качестве листов для рисунков можно приобрести специальную бумагу, но на текущий момент лучше всего будет приобрести мелким оптом самую дешевую печатную бумагу для принтеров. Качество и стоимость этой бумаги позволяют смело ее отдать ребенку на творческие порывы.
Чем рисовать ребенку
Конечно чистой бумаги и места для рисования мало и придется позаботиться об основных инструментах рисования. При выборе рисующих принадлежностей необходимо отталкиваться от текущего возраста малыша. Детям до полутора лет гораздо легче будет начать рисовать фломастерами потолще и ярче. Но очень внимательно следите за колпачками этих фломастеров, так как малыш не упустит возможности отправить в рот и может появиться большой риск подавиться.
Спустя какое-то время понадобятся краски основной палитры из примерно 7-10 цветов. Конечно, было бы очень неплохо, чтобы цвета были хорошо смешивающимися, например, как желтый и красный, красный и синий. Кисть должна быть мягкой и потолще. Лучше найти темперные краски – они наименее ядовиты и гораздо легче, чем другие. Естественно, надо ребенку сказать, чтобы он их не кушал и даже после этого внимательно следить, чтобы он не совершил подобных глупостей. Старайтесь присматривать за ребенком, прежде чем он сможет вас неприятно удивить.
Начинаем учить рисовать ребенка
А теперь самое приятное во всех этих волшебных приготовлениях на пути к первым рисункам. Рисуйте вместе с вашим малышом! Начать нужно дома, самостоятельно. Возьмите за основу один из множества уроков на нашем сайте и начните показывать ребенку простейшие рисунки. Не стоит сразу начинать рисовать что-то очень легкое для вас, но очевидно трудное для малыша. Сдержите свои творческие порывы и начните с простейших рисунков в стиле «палка, палка, огуречик». В то время, когда творите новый шедевр вместе, но каждый свой рисунок, то ваша задача должна быть держать ваш уровень на планке вашего ребенка, а не подтягивать ребенка на свою высоту. Вы выступаете уже как пример, но стоит сдерживать порывы.
Во всем этом процессе очень важна частота занятий рисованием, чтобы фиксировать успехи и получать больше удовольствия.
Уже в трех-четырех летнем возрасте, когда ребенок становится постарше, ему стоит дать бумагу и ручку. И когда он рассказывает свои истории, пусть сразу иллюстрирует их на листе. Таким прекрасным способом мы развиваем детей, из картинок РАСТЕТ мысль и целый рассказ… Надеюсь от них вы не устанете, и, уверен, они не раз вас по-настоящему повеселят!
Просите ребенка рассказывать и комментировать свои рисунки в процессе. Скорей всего, он сам рассказывает о том, что у него получается, но вам в это время следует найти на его рисунке конкретные детали и упросить его рассказать о них более подробно. Для этого надо осторожно спросить, “А расскажи-ка еще про это место” или “Тут я вижу какой-то цвет, расскажи”. Осторожность нужна для того, чтобы не давать детям повода для обид, ведь детям очень хочется, чтоб другие сами поняли, что у них получилось, и, как правило, малыши могут волноваться – лучше их спросить, а не играть в “угадалки”. Важнейшим моментом является то, чтобы ваш вопрос или сопутствующий комментарий к рисунку был содержательным, например, «как много листочков на дереве, в лесу все деревья такие, как интересно, что такой густой лес, а прорисовано каждое деревце и листок».
Постарайтесь не использовать односложных предложений и замечаний вроде – «красиво», «неплохо» или «молодец» и уж, конечно, ругать ребенка – это абсолютно не допустимо!
Теперь спасательное понятие для ребенка – “стиль“. Понятие “стиля” спасет от нервов года в четыре-пять, когда многие дети начинают слишком волноваться, что у них не всегда выходит по образцу, так как им хочется, как делает сосед. Необходимо старательно акцентировать на то, что у каждого есть свой неповторимый стиль. И при этом можно давать стилям смешливые имена, вроде мамочка может сказать: “Вот эту картину в размазанном стиле хотела нарисовать”. И даже в критической ситуации можно вспомнить про черный квадрат Малевича.
Мотивация и поощрение детей для рисования
Ваш малыш стоит максимального внимания и похвалы за свои успехи. Устройте ребенку персональную выставку в домашних условиях на высоком уровне. Можете пригласить высоких гостей – бабушек и дедушек. Для этого картины вешаются вдоль стен на веревки с прищепками, надо сделать так, чтобы ваш малыш смог обязательно сам дотянуться до прищепок и прицепить свой рисунок. Постарайтесь сделать рисовальные «альбомы» вашего ребенка, которые можно будет сохранить. Развешивайте рисунки на дверки и двери, чтобы их было заметно и позволяйте ребенку повествовать истории о своих работах гостям и родственникам. Дело в том, что когда ребенок может видеть свои работы, он уже размышляет о какой-то технике и уже далее начинает не с самого начала, а строит свой новый рисунок на достигнутом.
Вы должны знать, что рисование и простое срисовывание действительно крайне полезны для ребенка. Ведь в процессе включаются двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Помимо этого, развивается память, концентрация внимания, мелкая моторика, это обучает ребенка думать и анализировать, сопоставлять, придумывать и абстрагироваться от реальности, проектируя свои миры, процесс того, что мы взрослые упрощенно называют – “воображать”. Благодаря этому у малыша увеличивается словарный запас, оформляется связанная речь, появляется представление о мире. Именно знакомство через рисунок с разнообразием форм, предметов, оттенков способствует этому.
Ошибки, которых надо избегать обучая ребенка рисованию.
1. Не заставляйте и старайтесь не просить ребенка рисовать что-то конкретное по вашему заказу.
Все, что вам доступно – это только посоветовать несколько вариантов, но право выбора останется за ребенком. Ведь главное – это именно его фантазия и история.
2. Не изливайте поток критики на работы молодого художника.
Малыш рисует увлеченно, максимально погруженно, рисует с душой. Если вы начнете часто критиковать его, он скорей всего вообще откажется от этого важного занятия.
3. Ни при каких обстоятельствах не дорисовывайте и не улучшайте рисунки повзрослевшего ребенка.
Это очень сильно обидит его. Дорисовывая и улучшая вы подчеркнете его возрастную неполноценность, невозможность нарисовать хорошо. И часто родители могут сделать подобное, чтобы показать рисунки малыша своим родственникам и знакомым, показывая их как его невероятные достижения. Сдерживайте такие порывы. Про дорисовывание, что не нужно, это может верно только для деток постарше, а например вашей дочке или мальчику в годик и старше очень понравится, если его каляку превратите в бегемотика или рожицу…. Так ваш ребенок также обучится многообразию предметов и объектов в мире.
4. Ни в коем случае не стоит учить рисовать какой-то конкретный образ.
Не стоит ставить слишком конкретные образы и задачи для маленького художника, потому что это прочто напросто убьет его фантазию, заставит его рисовать штампы и видеть мир через ваше виденье на изображения и предметы. Вам надо показать как правильно и лучше использовать материалы для рисования, рисовать различные базовые формы предметов. Уже овладев простыми предметами, он сам начнет экспериментировать и фантазировать на бумаге свои формы и образы.
Ваша текущая задача – стимулировать необычные решения и приемы вашего малыша, его порывы и желание рисовать
Чаще просматривайте и говорите про его предыдущие работы, смотрите работы других детей и говорите про них тоже (но не в коем разе в отрицательных смыслах), изучайте копии известных мастеров, посещайте картинные
галереи и изобразительные выставки.
И, наконец, если у вашего малыша есть интерес и сильная потребность заниматься рисованием всерьез, то отведите его в художественную студию или школу, но главное – не давите на него, уважайте его выбор. Не стоит подталкивать к этому словами или поступками. Жизнь все всегда расставляет на свои места.
Удачи вам в обучении вашего ребенка по нашим урокам! Начните с самого первого нашего урока и попробуйте вместе с вашим малышом нарисовать золотую рыбку или пчелку.